Новости проекта
Оплатите расширенный пакет за первую четверть следующего учебного года прямо сейчас!
Голосование
Чем бы вы хотели заниматься в 6-й день?
Всего 220 человек

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Дата: 17 февраля 2015 в 11:29, Обновлено 16 февраля в 12:28

О принимаемых мерах по противодействию наркомании, незаконному обороту наркотиков и связанным с ними правонарушениям в Гродненской области

​    На сегодняшний день проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков является актуальной для всего мирового сообщества. Данный вид преступной деятельности представляет собой угрозу национальной безопасности, подрывает экономические и социальные устои общества.
    Даже, несмотря на то, что большинство государств идут по пути ужесточения санкций за совершение преступлений в сфере наркоконтроля, этот нелегальный бизнес для преступников остается чрезвычайно привлекательным. Причиной тому, в первую очередь, служит возможность получения значительной материальной выгоды.
     Незаконный оборот наркотиков является одним из наиболее латентных видов преступной деятельности, в связи с чем, оценить реальный уровень наркотизации общества достаточно сложно. Однако, имеющиеся официальные статистические данные являются свидетельством обострения ситуации. Так, если в 2009 году на учете в УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» состояло 819 лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, то на 1 января 2017 года оно составило 1136, из которых 21 несовершеннолетний.
    На протяжении 2009-2013 годов в Гродненском регионе резких колебаний в динамике выявляемости преступлений линии наркоконтроля не отмечалось. Количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел данной категории не превышало 500.  Вместе с тем по итогам 2016 года оно составило 586, что позволяет судить о серьезных изменениях, произошедших в этой сфере, из которых 240 составили факты сбыта наркотических средств и психотропных веществ.
    Причина столь заметного роста наркопреступности, в первую очередь, заключается в изменении тенденций, произошедших на наркотическом рынке республики в последние годы, в результате чего на смену традиционным наркотическим средствам пришли новомодные психотропные вещества, известные всем как «спайсы», «миксы», «курительные смеси» и так далее.  На момент их появления, указанные вещества позиционировались сбытчиками, как абсолютно безвредные. Однако в реальности они представляют собой особо опасные синтетическим путем произведенные каннабиноиды, пятикратно превосходящие по эффекту воздействия тетрагидроканнабинол, содержащийся в обычной марихуане.
    По инициативе Министерства внутренних дел Республики Беларусь вновь изымаемые вещества стали оперативно включаться в Республиканский перечень наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. При этом количество запрещаемых средств ежегодно увеличивалось. Всего за последние 5 лет в республике запрещен оборот более трехсот видов новых веществ.    
  Наиболее угрожающим последствием такого перепрофилирования наркорынка стало массовое вовлечение в наркопотребление молодежи, что называется, начиная со школьной скамьи. Относительная дешевизна спайсов сделала их доступными даже для подростков и, к сожалению, на сегодняшний день потребление психотропов превратилось в некий модный тренд молодежной субкультуры.
    Причем, далеко не все довольствуются ролью простых потребителей. Не редки случаи, когда подростки хотят заработать путем сбыта наркотиков. Одним из наиболее ярких, является пример учащегося Гродненского государственного профессионального технического колледжа приборостроения, который, будучи на момент совершения преступления несовершеннолетним, входил в состав организованной преступной группы, занимавшейся распространением спайсов на территории Гродненской и Брестской областей.
  Еще одним крайне негативным следствием распространения психоактивных веществ стали участившиеся факты передозировок. В 2016 году зарегистрировано 30 фактов передозировки наркотическими средствами (несовершеннолетних нет). Зарегистрирован 1 факт летального исхода. В 23 случаях – передозировка психотропными веществами, в 7 случаях – наркотическими средствами растительного происхождения (опий, марихуана). В случае летального исхода имела место передозировка опием, изготовленным из семян мака. 
Современные наркодилеры активно используют в своей преступной деятельности сеть Интернет, стремясь, тем самым, сохранить свое инкогнито. С этой целью создаются специализированные Интернет-магазины, передача наркотика покупателю производится путем оставления товара в условленном месте или, так называемых «закладок».          Только в текущем году органами внутренних дел области пресечена деятельность 19 интернет-магазинов, посредством которых на территории республики распространялись психотропные вещества.        
   Выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, открытость границ с Российской Федерацией, помимо положительных моментов, обуславливают и тот факт, что сегодня наше государство и, в частности, Гродненская область находится на оживленном перекрестке маршрутов контрабанды наркотических средств.  За 2016 год зарегистрировано 8 фактов ввоза наркотических средств из-за пределов государства (1 – РФ, 1 – Украина, 4 – РП, 2 – из Голландии через границу с РП). 
Выявлен 1 канал поступления психотропных веществ из-за рубежа (05.12.2016 возбуждено у/д по ч.2 ст.328-1 в отношении гр-на РФ Толяренко А.В., который в период с 2015 по июнь 2016 года перевез из РФ в РБ с целью дальнейшего распространения 1,2 кг этилона, 1,8 кг альфа PVP).
    Сохраняет актуальность и вопрос опийной наркомании. Одной из важнейших составляющих борьбы с этим видом наркотической зависимости является ограничение доступа потребителей к наркотическому сырью. 
   В этой связи органами внутренних дел значительное внимание уделяется реализации комплекса мероприятий в рамках специальной программы «Мак». Только в прошлом году в летний период в области силами сотрудников милиции и других заинтересованных ведомств уничтожено свыше 92 тонн мака и конопли, составлено 287 административных протоколов за нарушение требований ст.16.1. КоАП РБ.
Справочно 
  Данная статья предусматривает ответственность за посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений и грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.  В соответствии со ст.16.1. КоАП РБ указанные действия влекут за собой наложение штрафа в размере до 20 базовых величин.
    Ведя речь о сырьевой базе для изготовления опия, следует отметить, что на протяжении ряда последних лет особой популярностью среди наркопотребителей пользуются семена мака, которые в значительной степени вытеснили даже такой традиционный вид сырья, как маковая солома.
     В этой связи государством были приняты меры, направленные на усиление контроля за оборотом семян растения мака. 14 января 2014 г. Президентом РБ подписан Декрет №1 «О некоторых вопросах государственного регулирования оборота семян мака».
Данным нормативным правовым актом существенно ограничен свободный оборот семян, урегулированы вопросы государственного контроля за ввозом их в страну, четко регламентирован порядок реализации семян на территории нашего государства, в том числе оптовой и розничной торговли.
        Благодаря принятию Декрета органы внутренних дел получили реальную возможность бороться с их повсеместным распространением и, в первую очередь, привлекать к ответственности лиц, занимающихся незаконным сбытом семян.  Только за прошлый год в области их изъято 60,3 кг, составлено 69 административных протоколов по ст.12.49 КоАП РБ (нарушение порядка оборота семян мака).
    Одним из наиболее негативных последствий опийной наркомании является то, что в силу особенностей потребления наркотиков опийной группы, а именно, их инъекционного введения, данный вид наркотической зависимости в республике представляет собой один из факторов, провоцирующих распространение ВИЧ-инфекции.
   Следует отметить, что государство очень чутко реагирует на процессы, происходящие в сфере наркоконтроля, что находит свое отражение в законодательных инициативах.
  В целях стабилизации наркоситуации в стране и недопущения ее перерастания в неуправляемое явление, 28 декабря 2014 г. был принят Декрет Президента Республики Беларусь №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».         
    В соответствии с нормами Декрета, существенной корректировке подвергся КоАП Республики Беларусь, по фактам совершения лицами административных правонарушений за:
- появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин);

 

- нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин);


- потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте (влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин).
          В 2016 году органами внутренних дел области составлено 167 административных протоколов за совершение вышеперечисленных противоправных деяний.
          Причем, необходимо отметить, что в настоящее время повторное в течение года после наложения административного взыскания, совершение лицом аналогичных действий, является основанием для привлечения его к уголовной ответственности (ст.328-2 УК: штраф, арест, ограничение свободы на срок до 2 лет).
    Значимые изменения внесены в Уголовный кодекс Республики Беларусь. В первую очередь, они коснулись санкций за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
    На сегодняшний день за ряд действий, связанных с распространением наркотических средств, предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет. 
    К таким случаям уголовный закон относит, например, сбыт наркотиков заведомо несовершеннолетнему, либо осуществление сбыта на территории учреждения образования, здравоохранения, воинской части. Аналогичное наказание предусмотрено за сбыт наркотиков в крупном размере, совершение такого преступления группой лиц, а также ряд иных преступных деяний (ч.3 ст.328 УК). 
    Если распространение наркотиков осуществляется организованной преступной группой либо оно сопряжено с изготовлением наркотических средств в условиях нарколаборатории, для виновных уголовным законодательством определена ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 до 20 лет (ч.4 ст.328 УК).
    Наиболее жесткие санкции предусмотрены для тех случаев, когда сбыт наркотического средства влечет за собой смерть лица, его употребившего. При наступлении таких тяжких последствий сбытчику грозит до 25 лет лишения свободы (ч.5 ст.328 УК).
Как отмечалось выше, в настоящее время в наркобизнес вовлекается все большее число несовершеннолетних. В этой связи, с целью усиления профилактического эффекта и снижения мотивации к участию в преступной деятельности, связанной с распространением наркотиков, возраст наступления уголовной ответственности за сбыт наркотических средств и психотропных веществ снижен с 16 до 14 лет.
    Помимо ужесточения санкций и изменения возраста наступления ответственности, Декретом дополнен перечень статей Уголовного кодекса, регламентирующих ответственность за нарушение законодательства в сфере наркоконтроля. На сегодняшний день   предусмотрены санкции за совершение таких деяний, как:
-хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.327);
-незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.328);
-незаконное перемещение через Государственную границу РБ наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (ст.328-1);

Справочно:
ответственность наступает в случае отсутствия в действиях лица признаков контрабандного ввоза наркотиков, например, если наркотическое средство ввезено в РБ из РФ.

-потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или нахождение на работе в состоянии, вызванном потреблением наркотических, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (ст.328-2);   
-посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений или грибов, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (ст.329)

Справочно:
в случае, если наркосодержащие растения выращиваются без цели сбыта или изготовления из них наркотических средств, лицо подлежит привлечению к административной ответственности (см. выше).

    Однако, если в действиях лица усматривается умысел на сбыт или дальнейшее изготовление наркотиков из указанных растений, лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по ст. 329 УК;
-нарушение правил обращения с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами (ст.330);
-склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст.331);
-предоставление помещений, организация либо содержание притонов для изготовления, переработки и потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или других одурманивающих веществ (ст.332);
-подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков (ст.380)
Справочно:
 в данном случае предметом преступления являются рецептурные бланки на получение лекарственных
препаратов, содержащих в своем составе наркотические средства или психотропные вещества.
  Следует отметить, что органами внутренних дел осуществляется работа по пресечению распространения некурительного табачного вещества «насвай». Несмотря на то, что данное вещество не является наркотическим, его потребление оказывает крайне отрицательное воздействие на здоровье потребителей. В настоящее время лица, занимающиеся распространением насвая, подлежат привлечению к административной ответственности по ст.12.7 (незаконная предпринимательская деятельность) и 16.10 (незаконные действия с некурительными табачными изделиями, предназначенными для сосания и (или) жевания) КоАП РБ. Только за 2016 год изъято 825 кг. насвая. 
    Эффективность противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков во многом зависит от наличия комплексного подхода, включающего в себя не только силовые методы.
Так, активные меры в данном направлении принимаются врачами-наркологами. В настоящее время УЗ «Психиатрия-наркология» предоставляет возможность прохождения обследования и лечения от наркотической зависимости, в том числе анонимного. 
С ноября 2010 года в области действует программа заместительной терапии для наркозависимых граждан, так называемая «метадоновая программа». Основной целью ее реализации является стабилизации криминогенной обстановки в области, так как предполагается, что она дает возможность лицам, для которых потребление наркотиков является жизненной необходимостью, получить их законном порядке, в результате чего уменьшается вероятность совершения ими преступлений, направленных на получение средств для приобретения наркотиков.
В настоящее время в ряде аптек города есть возможность приобретения тест-полосок, которые помогут определить факт употребления некоторых видов наркотических средств.
В целом правоохранительными органами, а также иными заинтересованными ведомствами ведется целенаправленная работа по пресечению незаконного оборота наркотиков, что позволяет не допустить безудержного роста наркомании в республике. Однако   сколь бы действенными не были принимаемые в данном направлении меры, в конечном итоге успешность борьбы с этим социальным злом зависит от личного выбора каждого.

УНиПТЛ КМ УВД Гродненского облисполкома

  • Интернет-ресурсы с правовой информацией

   НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ(www.pravo.by) создан в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524».

Президентом Республики Беларусь Портал определён как основной государственный информационный ресурс глобальной компьютерной сети Интернет в области права и правовой информатизации. Основу информационного содержания Портала составляет правовая информация (тексты правовых актов Республики Беларусь). На данном Портале размещается также научно-практическая, учебная, справочная и иная информация в области права и правовой информатизации.

        ДЕТСКИЙ ПРАВОВОЙ САЙТ

Данный проект разработан по инициативе Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром правовой информации Республики Беларусь для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в обществе.

    ЭТАЛОННЫЙ БАНК ДАННЫХ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (ЭБДПИ) – основной государственный информационно-правовой ресурс, который формируется и ведется НЦПИ и представляет собой совокупность банков данных «Законодательство Республики Беларусь», «Решения органов местного управления и самоуправления», «Международные договоры».

Информация об экстренных службах и телефонах доверия

Круглосуточная прямая телефонная линия Министерства внутренних дел по приёму сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей- 8017-372-73-87.

Волковысский районный  социально-педагогический центр с социальным приютом  -

Телефон: 9- 59 -32, 6- 31 -65, факс: 9- 59 -32

Экстренная психологическая помощь:  «ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ» В БЕЛАРУСИ:

  • Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов -88011002121 (по будням с 9 00 до 17 00 бесплатно)
  • Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей 8 801100 16 11 (круглосуточно, бесплатно)
  • Минский областной клинический центр "Психиатрия - наркология"-801720204 01(круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия")
  • Гродно 8 0152170 (бесплатно, с 8 00 - 24 00 часов)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЗА УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Декрет  № 6 от 28 декабря 2014 года «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»

Запрет на нахождение несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в общественных местах с 23.00 до 06.00 без сопровождения взрослых

В УК внесены поправки, продиктованные временем…

Возраст, с которого наступает уголовная  ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных п.2.

2. Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности лишь за:

1) убийство (статья 139);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149);

5) изнасилование (статья 166);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167);

7) похищение человека (статья 182);

8) кражу (статья 205);

9) грабеж (статья 206);

10) разбой (статья 207);

11) вымогательство (статья 208);

12) угон транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214);

13) умышленные уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218);

14) захват заложника (статья 291);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309);

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов (статья 327);

18) хулиганство (статья 339);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340);

20) осквернение сооружений и порчу имущества (статья 341);

21) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи (статья 413).

3. Не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетнее лицо, которое достигло предусмотренного частями 1 или 2 настоящей статьи возраста, если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения общественно опасного деяния было не способно сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния.

Статья 27. Уголовного кодекса Республики Беларусь

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков».

    В соответствии с Декретом государственным органам и подчиненным (входящим в их состав) организациям, а также советам общественных пунктов охраны правопорядка, общественным объединениям и иным организациям, на которых законодательными актами возложены функции по профилактике правонарушений, в том числе в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, в пределах своей компетенции необходимо максимально активизировать усилия по противодействию незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления.

Министерство внутренних дел уполномочено на осуществление координации деятельности государственных органов (организаций) в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

   Декретом предусмотрено ужесточение уголовной ответственности за преступления, связанные с оборотом наркотиков, а также вводится уголовная ответственность за действия, связанные со сбытом наркотиков, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотиков. При этом возраст наступления уголовной ответственности за действия, связанные со сбытом наркотиков, снижен с 16 до 14 лет.

Согласно Декрету меры административной ответственности за правонарушения, связанные с потреблением наркотиков, также усилены. В частности, введена административная ответственность за появление в общественном месте в состоянии наркотического опьянения (штраф в размере от 5 до 10 базовых величин); непринятие индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом мер по недопущению на дискотеках, в культурно-развлекательных (ночных) клубах, игорных заведениях потребления наркотиков либо их сбыта, а также за неинформирование органов внутренних дел о выявленных фактах совершения таких действий (штраф в размере от 20 до 50 базовых величин).

Увеличены максимальные размеры штрафов за нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии наркотического опьянения (с 10 до 12 базовых величин), потребление наркотиков без назначения врача в общественном месте (с 8 до 15 базовых величин).

В соответствии с Декретом с 1 марта 2015 г. в Республике Беларусь создается Единая система учета лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, формирование и ведение которой осуществляются Министерством здравоохранения.

В связи с угрозой широкого распространения наркотиков с использованием сети Интернет закрепляется механизм оперативного ограничения доступа пользователей интернет-услуг к интернет-ресурсам, содержащим материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков.

Декрет вступает в силу с 1 января 2015 г.

Административная  ответственность несовершеннолетних

Возраст, с которого наступает административная ответственность

1.Административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь.

2. Физическое лицо, совершившее запрещенное настоящим Кодексом деяние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежит административной ответственности лишь:

1) за умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1);

8) за нарушение правил, обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (части первая – третья, пятая статьи 18.3);

9) за нарушение правил пользования средствами железнодорожного транспорта (статья 18.4);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (статья 18.9);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (статья 18.10);

12) за нарушение требований по обеспечению сохранности грузов на транспорте (статья 18.34);

13) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 19.4);

14) за нарушение порядка вскрытия воинских захоронений и проведения поисковых работ (статья 19.7);

15) за незаконные действия в отношении газового, пневматического или метательного оружия (статья 23.46);

16) за незаконные действия в отношении холодного оружия (статья 23.47).

3. Не подлежит административной ответственности физическое лицо, достигшее возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, если будет установлено, что вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), оно во время совершения деяния было не способно сознавать его фактический характер или противоправность.

Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях
Статья 4.3

МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин.

Общественным местом является территория улиц, стадионов, скверов, парков, общественный транспорт и другие места нахождения граждан. Кроме того, общественным местом является и учебное заведение, в том числе и прилегающая к нему территория.

РАСПИТИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ИЛИ ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ПЬЯНОМ ВИДЕ влечет наложение штрафа в размере до 8 базовых величин.

Помните!

Употребление пива и слабоалкогольных  напитков, повлекшее опьянение, влечет за собой ту же ответственность, что и употребление спиртных напитков.

КУРЕНИЕ (ПОТРЕБЛЕНИЕ) ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ЗАПРЕЩЁННЫХ МЕСТАХ  влечет наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

  Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

      Действующим административным законодательством предусмотрена ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет за ряд правонарушений, в том числе:

 -  умышленное причинение телесного повреждения;

-  мелкое хищение;

-  умышленные уничтожение либо повреждение имущества;

-  нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках;

-  жестокое обращение с животными;

-  разжигание костров в запрещенных местах;

-  мелкое хулиганство;

- нарушение правил пользования транспортным средством.

   За совершение правонарушений подростками, не достигшими 16-летнего возраста, несут ответственность их родители в соответствии со ст. 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь:

  Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста,  -  влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

       Совершение любого административного правонарушения,  употребление спиртных напитков, наркотических либо токсических веществ  является основанием для постановки на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Статья 17.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения.

1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, – влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения – влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

3. Действия, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, – влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест».

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения16-летнего возраста.

 За совершение правонарушений подростками, не достигшими16-летнего возраста, несут ответственность их родители в соответствии со ст. 9.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь:

  Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения, либо преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения этого возраста, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Условия помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения

       В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. Несовершеннолетний является нуждающимся в особых условиях воспитания, если в отношении его постановлен приговор с применением принудительных мер воспитательного характера. Решение о помещении несовершеннолетнего в данные учреждения может быть принято, если:

  • в отношении его принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния он был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

  • в течение года он три раза привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

  • в течение года он три раза совершил деяния, содержащие признаки указанных административных правонарушений,  но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из указанных деяний и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни.

Основанием для приема несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, специальное лечебно-воспитательное учреждение являются приговор суда. Срок пребывания несовершеннолетнего в данном  учреждении устанавливается судом в пределах до двух лет, но не более чем до достижения несовершеннолетним возраста восемнадцати лет. Пребывание может быть прекращено судом досрочно, если он освоил содержание программы воспитания детей, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Несовершеннолетний, установленный судом срок пребывания которого в специальном учебно-воспитательном учреждении или специальном лечебно-воспитательном учреждении истек, подлежит выпуску из этого учреждения. По собственному желанию и с согласия родителей, опекунов или попечителей на основании решения руководителя данного учреждения может остаться пребывать в этом учреждении для завершения обучения на срок до шести месяцев независимо от его возраста с правом покинуть такое учреждение в любое время на основании его заявления и с согласия родителей, опекунов или попечителей.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.